Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA.Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции.
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Приказ и план мероприятий, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
Чек-лист самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся
О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Приказ от 04.09.2023 № 824 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального, основного и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесской Республики на 2023/2024 учебный год»
Приказ Министерства образования и науки КЧР от 20.10.2023 № 976«О проведении диагностических работ по повышению функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики в 2023 году
СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по функциональной грамотности для учащихся 8 классов: ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностических работ по функциональной грамотности для учащихся 9-х классов: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Ссылки на сайты с материалами по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
Мероприятия по функциональной грамотности
|